Впервые приобретаете детское автокресло? Или собираетесь менять его, потому что малыш подрос? Тогда вам полезно будет разобраться в стандартах безопасности автомобильных кресел.
Следует отметить, что закон Украины в этом плане нетребователен. Согласно ему, в специальном автокресле следует перевозить детей ростом до 145 см и, если это автобус или машина экстренной службы, в возрасте до 12 лет. В Евросоюзе к безопасности на дороге относятся внимательнее. Поэтому там давно (40 лет!) действуют стандарты, строго регламентирующие подбор и использование удерживающих систем для маленьких пассажиров. Итак, если вы переживаете за безопасность ребенка, лучше ориентируйтесь на требования ЕС.
Базовый уровень безопасности зафиксирован в стандартах, принятых Европейской экономической комиссией ООН - ECE R44.04 или i-Size (R129). Этот регламент касается всех детских автомобильных удерживающих систем: люлек, переносок, кресел, бустеров. Правила содержат требования к конструкции, тестированию и эксплуатации таких устройств. Без проверки на соответствие этим нормам автокресло не проходит сертификацию, а значит, нет соответствующей маркировки.
- номер стандарта безопасности;
- вес (или вес и рост) пассажира;
- код страны сертификации («Е» с числом в круге);
- номер краш-теста.
Дополнительно указываются детали производства – дата и торговая марка.
Стандарты разрабатываются на основе опросов пользователей, результатов краш-тестов, исследований ДТП. Конечно, они дорабатываются и совершенствуются.
Помимо обязательных существуют и другие стандарты: ANWB, Stiftung Warentest, ADAC. Их создают экспертные сообщества и независимые тестировщики, чтобы обеспечить максимальную безопасность перевозки ребенка в авто. Своя система стандартизации существует и в США: правила NHTSA разработала Национальная администрация безопасности движения.
ECE R44 Universal – европейский стандарт безопасности для детских автокресел, утвержденный в 1982 году. Условиями проведения краш-теста для него является лобовое столкновение на скорости 50 км в час и удар сзади на скорости 30 км в час. Согласно классификации, все кресла делятся на пять групп в соответствии с массой тела пассажира: 0, 0+, 1, 2, 3.
Важно! Есть четыре редакции ECE R44. С 2009 года в Европе продаются автокресла, соответствующие нормам четвертой редакции – ECE R44.04. Модели ECE R44.03 (стандарт 3-й редакции) не выпускаются, но могут эксплуатироваться.
- защиту от боковых ударов;
- ремень с механизмом регулировки;
- фиксаторы диагональной лямки;
- подсказки на корпусе, как установить кресло.
Наличие такого сертификата свидетельствует, что автокресло изготовлено из качественных материалов, отличается надежностью и удобством, укомплектовано подробной инструкцией. Сидение R44 может фиксироваться как штатным автомобильным ремнем, так и с помощью системы Isofix. Ребенок весом до 9 кг (приблизительно до 9 месяцев) должен размещаться лицом против движения машины. Такое положение более безопасно во время столкновений и уменьшает травматизм головы и шеи.
В июле 2013 года требования по перевозке детей частично изменились. Так появился i-Size, или R129, – новый стандарт, действующий параллельно со старым. Предполагается, что полный переход на него будет происходить постепенно. Так, на первом этапе, завершившемся в 2017 году, изменения затронули удерживающие системы для малышей ростом до 105 см. Требования к бустерам со спинкой для детей ростом от 100 см должны были усовершенствовать на втором этапе, всех других кресел – на третьем. После завершения 3-й фазы стандарт ECE R44 прекратит действие. Поэтому автомобили, выпущенные после 2013 года, в основном рассчитаны на автокресла i-Size. У них есть скоба для якорного (страховочного) ремня и предусмотрена возможность установки опорной «ноги».
Чем стандарт i-Size лучше ECE R44?
- Раньше требование перевозить детей спиной вперед распространялось только на младенцев до 9 месяцев. Теперь оно расширилось и действует на малышей ростом до 105 см и в возрасте до 15 месяцев.
- Кроме того, появилось требование обязательного испытания удерживающего устройства на боковой удар.
- Боковая защита обязательна в автокреслах для пассажиров ростом до 105 см.
- Бустеры для детей ростом выше 100 см должны быть оснащены несъемной спинкой.
- А для минимизации риска неправильной установки кресла обязательно использование системы креплений Isofix.
- Нововведения затронули и классификацию детских автомобильных сидений: при делении учитывается не вес, а рост пассажира.
Американский стандарт безопасности NHTSA, или National Highway Traffic Safety Administration, существенно отличается от европейского. В США тестированием автокресел занимаются сами производители на специальных полигонах. Незаангажированность таких испытаний сомнительна,
поэтому не все системы американского происхождения допущены к продажам в ЕС. Производители же, стремящиеся завоевать лояльность европейских контролирующих органов и покупателей, самостоятельно заказывают независимое тестирование.
К особенностям американских автокресел относится и универсальность, то есть они подходят детям всех возрастов. Похожая практика встречается и в Европе, но она распространяется только на модели для пассажиров старше 9 месяцев. Младенцев, по европейским стандартам, можно транспортировать только в люльках или переносках, потому что у них неокрепший позвоночник.
Универсальность присуща и американской системе креплений Latch. С ее помощью можно фиксировать все автокресла. Для сравнения, признанная в европейских стандартах система Isofix, является основной для люлек и может быть дополнительной для детских сидений второй и третьей группы.
Универсальность принятой в США стандартизации, по нашему мнению, является скорее недостатком. Европейские производители уделяют большее внимание комфорту, и придерживаются более высоких стандартов безопасности. При создании удерживающих систем они учитывают возраст, вес и рост детей. Для малышей с рождения до 15 месяцев есть автолюльки и переноски группы «0+». Автокресла группы "1" рассчитаны на детей от девяти месяцев до четырех лет. Пассажиров в возрасте 3-12 лет безопаснее перевозить в моделях группы "2/3".
Более придирчивыми являются и испытания автокресел. Крупнейшие европейские производители тестируют продукцию на этапах разработки. Они имеют собственные центры для испытаний и часто взаимодействуют с автоконцернами. Для подтверждения стандарта любая новая модель в Европе сначала проходит сертификацию. Далее поступившие в продажу кресла испытывает ADAC. Это независимая общественная организация немецких автомобилистов. Ее экспертный вывод считается наиболее объективным, а методы краш-тестов – самыми строгими.
Если же выбирать между двумя европейскими стандартами – ECE R44.04 или i-Size – новые, конечно, лучше. Автокресла ECE R44 все еще считаются надежными и безопасными, но будущее за стандартом "ай-сайз". Именно поэтому такие ведущие производители, как Maxi-Cosi, Recaro, Britaх Römer, уже перешли на новые стандарты.
Итак, подытожим. Европейские требования по детским автомобильным креслам строже американских, поэтому стандарты безопасности ECE R44.04 и i-Size выше NHTSA. Новейшие нормы, принятые в ЕС, требуют перевозить детей в возрасте до 15 месяцев лицом против хода движения автомобиля. Ранее такое требование действовало к пассажирам в возрасте до 9 месяцев. Автокресла для детей постарше устанавливаются по ходу движения машины.
Крепление на систему Isofix желательно как основное для удерживающих систем группы «0+» и «1». Оно отличается надежностью, простотой фиксации и, главное, безошибочностью установки. В то же время кресла с «изофиксом» дороже, имеют больший вес и тарахтят, когда в них нет пассажира. Чтобы зафиксировать такое устройство в салоне, достаточно соединить его кронштейны со скобами на кузове машины и нажать до срабатывания замков.
Крепление автомобильным ремнем применяется к детям весом более 18 кг. В универсальном автокресле группы "1/2/3" ребенка до 3-4 лет пристегивают внутренними 5-точечными ремнями или защищают столиком безопасности. А по достижению 15-18 кг массы тела переходят на фиксацию штатным ремнем.
У Вас остались товары в корзине